vittasim (vittasim) wrote in bellezza_storia,
vittasim
vittasim
bellezza_storia

Category:

“Боги. Люди. Герои". Часть V. Спорт. Керамика

“Боги, люди, герои”. Из собрания Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей
Часть экспозиции посвящена теме спорта, которому отводилась важная роль в Древнем Риме. Изображение тела атлета воспринималось как воплощение достигнутой гармонии между физическими и моральными достоинствами - постулат, признаваемый римлянами, для которых физическая активность имела целью укрепление тела и формирование характера будущего солдата. К подобным образцам относятся: рельеф (часть панно) с изображением атлета из виллы Сан Марко, фреска «Гонки на колесницах», а также мраморная статуя кулачного бойца мастера Кобланоса из Афродисии в древней Карии (территория современной Турции), где в середине I в. н. Э. возникла школа скульптуры. Большое внимание на выставке уделено керамическому производству изделий в местных мастерских. Здесь можно
видеть терракотовые чаши, блюда, светильники, а также формы для них.




"Кулачный боец Кобланоса". Мрамор. Соренто. Iв.н.э.

Статуя, найденная в Сорренто, изображает кулачного бойца, который выиграл состязание, о чем свидетельствует оливковый венок на его голове.


"Кулачный боец Кобланоса". Мрамор. Соренто. Iв.н.э.

Цестус на правой руке представлял собой своего рода боксерскую перчатку, набитую шерстью или волосом и крепившуюся к предплечью полосами кожи. Она комплектовалась кожаным кольцом, куда можно было вставлять металлические предметы, что делало цестус смертоносным оружием.


"Кулачный боец Кобланоса". Мрамор. Соренто. Iв.н.э. Деталь

Рядом с бойцом - герма Геракла, которая напоминает о мире гимнастики и соревнований. На основании выгравировано имя автора Кобланоса из Афродисии (территория современной Турции), где в середине I в.н.э. добывался мрамор и возникла школа скульптуры. Она засвидетельствована примерно 35 автографами ваятелей из Афродисии на статуях (почти все найдены в Италии).


"Кулачный боец Кобланоса". Мрамор. Соренто. Iв.н.э.


"Кулачный боец Кобланоса". Мрамор. Соренто. Iв.н.э. Деталь


Мотыга Железо Дом Менандра Помпеи Iв.н.э.


Садовый нож Железо Помпеи Iв.н.э.


Грабли Железо Дом Менандра Помпеи Iв


Серп железо найден в свалке у Везувианских ворот, Помпеи в.н.э.


Формы для светильников. Мраморная пыль и известь. Светильники. Терракота. Помпеи Мастерская светильников Iв.н.э.


Кадило Терракота Помпеи Iв.н.э.


Кувшинчик с человеческим лицом. Терракота. Помпеи. Вилла Мистерий. 69-70гг


Литургический сосуд Помпеи I в.н.э.

Большая ваза в форме кратера снабжена двумя ребристыми ручками в форме локтя, на которые сверху установлены две полусферические чашки. На тулове вазы в обобщенной манере изображены музыкальные инструменты, лепешка, ящерица, патера, букраний, гроздь винограда, цветок, лестница, черепаха, змея.


Литургический сосуд Помпеи I в.н.э.

Подобный ряд изображений со сложной символикой позволил приписать сосуд к обрядовой сфере. Вероятно, ваза использовалась во время церемоний в честь Сабазия в так называемом Комплексе магических обрядов, - здании с необычной планировкой, предназначенном для культа этого божества фракийско-фригийского происхождения, особенно почитавшегося гладиаторами.


Восточные краснолаковые чаши Помпеи 50-70гг


Италийское краснолаковое блюдо Помпеи 69-79гг


Декорированная краснолаковая чаша Помпеи Iв.н.э.





Вулкан и гончар "Вулкан и гончар". Фреска. Помпеи. Лавка гончара. iв.н.э.

Фреска служила вывеской на фасаде здания в Помпеях. Отделенная от стены для консервации, она изображает бога Вулкана с густой бородой и вьющимися волосами, в короткой безрукавной тунике, типичной для ремесленников и рабочих, в колпаке; в его левой руке большие кузнечные или гончарные клещи.


Вулкан и гончар "Вулкан и гончар". Фреска. Помпеи. Лавка гончара. iв.н.э. Деталь

Справа - юноша, сидящий на табурете за работой на гончарном круге; у его ног три глиняных горшка. Картина косвенно свидетельствует о том, что в данном доме-магазине производилась глиняная посуда. Подтверждением назначения здания является найденный в нише каменный бюст, представляющий бога Вулкана - божества, покровительствующего ремесленникам, особенно тем, кто работал с огнем.




Фреска с рельефным изображением обнаженного атлета. Стукко Стабии, Вилла Святого Марка, I в.н.э.

Панно, являющееся частью украшения одной из ниш нимфея виллы Сан Марко, было снято со стены в 1752 г. во время раскопок бурбонского периода. Оно включает в себя мотивы, типичные для IV помпейского стиля. На панно представлен отдыхающий атлет в позе Аполлона Ликейского - статуи, стоящей в Толосе в Афинах. Рельеф еще хранит следы краски, исчезнувшие на многих произведениях после реставрационных работ эпохи Бурбонов.


"Гонки на колесницах". Фреска. Помпеи. Дом квадриг. Iв.н.э.

На фреске показаны состязания колесниц, запряженных четверкой лошадей. Они требовали большего мастерства от возничего, чем езда на двух конях. Возничие управляли животными стоя, и для них наибольшую опасность представляли крутые повороты, на которых соперники старались опрокинуть колесницы друг друга. Прекрасный анималист, художник изобразил породистых скакунов разных мастей в бешеном беге. Взмыленные лошади мчат свои колесницы, пролетая положенное количество кругов по стадиону. К кому боги будут благосклонны, а кто окажется позади — решит время. Четыре возничих в опасной близости борются за первенство, шестнадцать быстрых коней поднимают облака пыли в неистовой скачке.


"Гонки на колесницах". Фреска. Помпеи. Дом квадриг. Iв.н.э. Деталь.

Лучше всего сохранилось изображение ближайшей к зрителю упряжки. Возничий погоняет своих скакунов, фигуры которых, показанные в синхронном прыжке, повторяют друг друга. Наибольшей экспрессией отличается упряжка коней, вырвавшаяся вперед: животные показаны в дикой красоте безудержного бега. Художник передал небольшие различия в повороте головы или положении ног лошадей в ходе движений, подчиненных единому ритму и единой скорости, избежав синхронности и тем самым добившись мощного выразительного эффекта.


Свадьба Марса-Александра и Афродиты-Роксаны.Фреска раннего IV стиля из Помпей (Дом Золотого Браслета). 54-68 гг. н. э.

Фреска была отделена для консервации от южной стены триклиния в доме Золотого браслета. Собранная из фрагментов и скомпонованная заново, панель являлась центральным изображением средней зоны с черным фоном и сейчас имеет узкое красновато-коричневатое обрамление.
Почти все пространство картины занимают персонажи сцены. Слева возвышается фигура юного героя, он окрашен в красноватые тона и стоит в позе статуи, оперевшись на левую ногу и слегка подогнув правую. В поднятой вверх правой руке он почти точно в вертикальном положении держит длинный шест, его конец касается земли перед его правой ногой, в левой руке он сжимает рукоятку меча, который свешивается с перевязи. Герой одет в красновато-коричневую хламиду, накинутую через голову и свободно ниспадающая с плеч до уровня колен, тем самым оставляя открытым своё красивое обнаженное тело. Его голова слегка повернута влево, волосы растрепаны, в нем чувствуются одновременно сила, энергия и твердость.
Позади него появляется варвар, одетый в восточную одежду — на нём короткая туника и обтягивающие штаны, а его голова обернута в желтую ткань, он окрашен в тусклые тона, которые обычно использовались для фоновых изображений. В левой руке он держит круглый щит, в правой — копьё.


Свадьба Марса-Александра и Афродиты-Роксаны.Фреска раннего IV стиля из Помпей (Дом Золотого Браслета). 54-68 гг. н. э. деталь

В правой части картины мы видим девушку, которая стоит в типичном положении Афродиты — она изображена анфас, подгибает левую ногу, и локтём правой руки опирается на небольшую колонну. Девушка положила правую руку на бедро, левой рукой удерживает скипетр. Она одета в бледно-желтый хитон, верх открыт и обнажено левое плечо; на спину накинута голубая мантия, которая спадает вниз, образуя складки. Её голова слегка повернута вправо, а волнистые волосы обрамляют лицо и собраны сзади на уровне шеи. На ней шикарная золотая диадема, украшенная жемчугом, и жемчужные серьги, а на обоих запястьях — браслеты. У её ног — халкидский шлем, с розовыми и белыми перьями.
За ней изображен типичный купидон, у него очень светлая кожа и он смотрит на девушку. В левой руке купидон держит лук, в правой — гигантский круглый щит. За ними — строение с колоннами, среди которых проглядывает кусочек неба. Это строение и деревья в правом углу картины являются основными элементами пейзажа, на фоне которого разворачивается историческое событие — женитьба Александра Великого и Роксаны, или Статиры.


Свадьба Марса-Александра и Афродиты-Роксаны.Фреска раннего IV стиля из Помпей (Дом Золотого Браслета). 54-68 гг. н. э. деталь

Художник использовал мотивы мифолого-героического сюжета со свадьбой Марса и Венеры, который часто встречается на живописи из Помпей. У юного героя множество схожих черт с известными изображениями Александра с копьем, и такой же величественный вид и растрепанные волосы мы находим у персонажа со знаменитой мозаики из Дома Фавна в Помпеях, которого отождествляют с Александром Великим. Это подтверждается и тем, что за героем с нашей картины стоит перс, национальность которого можно определить по одежде. Женская фигура должна быть как-то связана с Александром (очевидно, что это одна из его возлюбленных), и можно предположить, что это Роксана, дочь Оксиарта, сатрапа Бактрии, на которой Александр женился в 327 г. до н. э.
Эта картина — из помещения для трапезы, т. н. триклиниума (комната 20), находящегося на втором этаже здания, известного под названием Дом Золотого браслета, расположенного к северу от дома М. Фабия Руфа. Вместе с другими фресками она украшала южную стену, симметричную северной стене, но по сравнению с последней картиной с южной стены они сохранились лучше и датируются ранним четвертым помпеянским стилем. Вероятно, фрески носили эротический подтекст, умело показанный в художественной обработке известного исторического сюжета.


Tags: Италия, выставки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments