
Пять лет назад в Москве на 2-й Тверской-Ямской улице в маленьком трехэтажном особняке открылся новый музей - Музей Анатолия Зверева, или Музей AZ. Место это неслучайное - неподалеку от этого дома располагалась мастерская художника Владимира Немухина, с которым Зверев был дружен и часто жил у него. Толчком к возникновению музея послужила выставка Анатолия Зверева в Манеже в 2012 году. На выставке были представлены работы художника, уцелевшие после пожара на даче коллекционера Георгия Костаки.
Георгий Костаки (Москва, 1913 - Афины, 1990) - коллекционер, меценат, крупнейший собиратель русского авангарда и советского андеграунда, в 1977 году, перед эмиграцией в Грецию, значительную часть своей коллекции передал в дар Третьяковской галерее (142 живописные работы и 692 графических листа), Музею древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва (51 икону, церковноё шитьё, фрагменты фресок), Музею-заповеднику "Царицыно" (230 образцов русской игрушки из глины, дерева, кости и др материалов). Инициативу создания Музея AZ поддержала дочь Георгия Костаки Алики, которая подарила более 600 работ Зверева .

Георгий Дионисович Костаки родился 5 июля 1913 года в Москве в семье коммерсанта Дионисия Спиридоновича Костакиса, родом с греческого острова Закинтос, и Елены Эммануиловны Папахристодуло, из греческого аристократического рода Саррис. Работать шофёром в греческом посольстве начал в 1929 году. Женой Георгия Костаки стала дочь московского купца Зинаида Семёновнв Панфилова (1912-1992). Собирательством Костаки начал заниматься с 1932 года, в 1975-1976 годах устраивал квартирные выставки. После пожара на даче в Баковке и нескольких квартиных краж картин и икон Костаки принял решение уехать с семьёй в Грецию. Скончался Георгий Костаки в Афинах 9 марта 1990 года.
Костаки мечтал, чтобы в Москве на основе его коллекции был открыт музей современного искусства. Но его коллекция была распределена между разными музеями, и только сейчас в Третьяковской галерее появился зал его имени.

В настоящее время в Музее AZ проходит выставка "Выбор Костаки". На трёх этажах воссоздана микромодель музея, о котором мечтал Георгий Костаки, собравший уникальную коллекцию первого русского авангарда и художников-нонконформистов. Представлены шедевры авангарда из Третьяковской галереи, произведения дренерусского искусства из собрания музея им. Андрея Рублёва, народная игрушка из музея Царицыно. Среди работ нонконформистов - произведения Анатолия Зверева, Владимира Янкилевского, Франциско Инфанте, Владимира Яковлева, Олега Целкова и других.

На первом этаже демонстрируется фильм "Дар Костаки", снятый специально к этому проекту. В фильме портрет человека, спасшего и сохранившего искусство Русского Авангарда - Георгия Костаки, складывается из рассказов его дочери, художников, искусствоведов и сотрудников музея.



Олень, львица, двуглавый коник. Дымково. Музей-заповедник Царицыно

Николай II на троне, начало XX века. Нижегородская губерния. Музыканты, 1920-е. Сергиев Посад. Моховик рыжий, начало XX века. Русский Север. Музей-заповедник "Царицыно"

Индюк, баран, козёл с серебряными рогами. Абашево. Музей-заповедник "Царицыно"

Иконы. Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва
Выставка "Выбор Костаки" не случайно проходит в музее Зверева. На протяжении многих лет Костаки был покровителем и другом Анатолия Зверева и утверждал, что художник достоин своего музея.

На втором этаже представлены лучшие произведения художников Первого Авангарда из собрания Костаки. Картины демонстрируются как в подлинниках, так и мультимедийной инсталляции, созданной Платоном Инфанте.

Платон Инфанте. Импровизация-посвящение 1-му авангарду. Медиа-инсталляция, 2020. Работы из собраний ГТГ и Музея современного искусства Салоники, Греция
Коллекционер Георгий Костаки спас от забвения сотни шедевров русского авангарда - живопись Кандинского, Розановой, Поповой, Клюна и других признанных во всём мире русских художников. Без русского авангарда искусство XX века было бы другим - не было бы современных направлений абстракции и минимализма, архитектуры и дизайна. А без Костаки сами авангарные произведения могли исчезнуть бесследно. Костаки говорил: "Я был послан богом в мир, чтобы собрать это искусство для русских людей".

Аристарх Лентулов (1882-1943). Пейзаж с воротами. Кисловодск, 1913. Холст, бум. наклейки, масло. Собрание ГТГ. Дар Г.Д. Костаки


Василий Кандинский (1866-1944). Москва. Красная площадь, 1916. Холст, масло. Собрание ГТГ. Дар Г.Д. Костаки

Любовь Попова (1889-1924). Живописная архитектоника. Красное с синим, 1918. Картон, масло. Собрание ГТГ. Дар Костаки

Александр Древин (1889-1938). Едут на работу. Алтай, 1929-1930. Холст, масло. Собрание ГТГ. Дар Г.Д. Костаки

Александра Экстер (1882-1949). Флоренция, 1914-1915. Холст, масло. Собрание ГТГ. Дар Г.Д. Костаки

Алексей Моргунов (1884-1935). Дорога в лесу, 1910-1911. Холст, масло. Собрание ГТГ. Дар Г.Т. Костаки
На третьем этаже представлены произведения молодых художников 1950-х-60-х годов, вышедших на арт-сцену после войны и падения железного занавеса. Эти направления называют по-разному - нонконформизм, андеграунд, неофициальное искусство. На выставке их определили как второй русский авангард.


Михаил Шемякин (р. 1943). Две фигуры, 1975. Цветная литография

Игорь Шелковский, 1937. Без названия, 1970-е. Дерево, смешанная техника, масло, деревянный короб

Дмитрий Краснопевцев (1925-1995). Бутылка и висячий свиток, 1974. Натюрморт с завядшими цветами, 1969. Оргалит, масло


Игорь Вулох (1938-2012). Пейзаж, 1976. Оргалит, масло

Лев Кропивницкий (1922-1994). Разумный брак, 1960. Картон, гуашь

Анатолий Зверев (1931-1986). Портрет с солнцем, 1957. Бумага, гуашь. Портрет поэта В. Хлебникова, 1958. Бумага, гуашь. Супрематический портрет, 1950-е. Бумага, гуашь, акварель. Супрематический портрет с крестом, 1958. Бумага, гуашь

Пётр Беленок (1938-1991). Неравности, 1977

Евгений Рухин (1943-1976). Без названия, 1971. Холст, масло, кожа, металл, смешанная техника


Владимир Яковлев (1934-1998). Мужской портрет, 1965. Бумага, смешанная техника. Белый цветок на голубом фоне, 1970-е. Бумага, гуашь

Олег Целков (р. 1934). Две женщины, 1957. Холст, масло. Канатоходец, 1957. Холст, масло

Франциско Инфанте (р. 1943). Спираль I, 1965. Бумага, темпера


Дмитрий Плавинский (1937-2012). Recto Verso, 1962

Франциско Инфанте (р. 1943). Взаимопроникновение, 1963. Бумага, темпера

Эрнст Неизвестный (1925-2016). Без названия, 1970-е. Бронза
Вот такой необычный музей есть в Москве - он совсем небольшой, но очень стильный и выразительный. Выставки, проходящие здесь, никого не оставляют равнодушными.

Информация - проспект и этикетаж выставки "Выбор Костаки"