Ната (wienta) wrote in bellezza_storia,
Ната
wienta
bellezza_storia

Category:

Раковины моллюсков на одежде

все изображения кликабельны

De Keyser, Nicaise


В христианстве гребенчатая раковина (Pecten pilgrimea) была знаком паломников и атрибутом таких святых, как Иаков Старший (на испанском Сантьяго), к чьей святыне в Сантьяго-де-Компостела тянулись многие паломники. В таком качестве ее изображение известно с начала XII века. Впоследствии она стала атрибутом самого этого святого и паломников вообще.



Eduard Holbein
раковина на одежде и головном уборе старца



Во времена Средневековья паломников ходивших в древнюю Галисию (Испания) называли пилигримами (от слова pilgrimea-раковина). По преданию, апостол Иаков Старший пришел в Испанию, одну из отдаленных римских провинций, проповедовать учение Христа. После возвращения в Иерусалим он был предан казни, став первым мучеником среди апостолов. На месте, куда по преданию перенесли мощи Иакова Старшего, сначала была построена небольшая церковь, потом базилика, а позднее возведен грандиозный готический собор Сантьяго-де-Компостела. Святой Иаков был провозглашен покровителем Испании, а место это стало символом веры, третьим по значению центром христианства после Рима и Иерусалима. К мощам святого Иакова устремились тысячи католиков-пилигримов. Их эмблемой и символом святости, а также атрибутом в известных с XII века изображениях этого святого стала круглая ребристая раковина двустворчатого моллюска из рода Pecten.

Image Hosted by ImageShack.us
Image Hosted by ImageShack.us


Средневековые пилигримы прикрепляли раковины к шляпе или одежде как свидетельство своего паломничества, а также использовали в качестве дорожной посуды. Зачастую по возвращении домой паломники в знак совершенного хождения к святым местам заделывали раковину в стену своего дома.

Caravaggio
раковина нашита на одежду сидящего поломника, также воротник второго (стоящего поломника) очень напоминает ракушки.



Jan van Eyck
ракушка прикреплена на шляпу одного из поломников



Например, герб знаменитого аббатства Мон-Сен-Мишель содержит десять ракушек в черном поле вместе с тремя геральдическими лилиями в синей главе.



Девиз этого аббатства "Immensi tremor Oceani" - "Трепет огромного океана"
Раковины также присутствуют и на их факсимиле.



Также существует легенда о том, что традиционные знаки паломника - посох, рог и раковина - ведут свое происхождение именно отсюда: посохом в отлив нащупывали путь среди пропитанных водой зыбучих песков, рог служил для подачи сигнала о помощи на случай, если путника застигнет прилив или туман, а ракушку прикрепляли к шляпе, суме, одежде те, кому удавалось завершить путешествие.

John Byam Liston Shaw
нашитая на суму пилигрима раковина показывала пункт назначения паломничества


Tags: живопись, символика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments