anna_bpguide (anna_bpguide) wrote in bellezza_storia,
anna_bpguide
anna_bpguide
bellezza_storia

Categories:

Чудеса венгерского модерна.



Чудеса венгерского модерна. 2. Три стихии


2012

Зелёная гамма вестибюлей Музыкальной академии – той же подводной природы, что и интерьер шехтелевской постройки. Зелёный с прожилками камень, керамическая плитка цвета разбелённой бирюзы, эозиновая глазурь жолнайских деталей, колонны цвета кораллов или водорослей.






86749185-1024x768

Для сравнения, интерьер Оперы, которую построил Миклош Ибл, человек предыдущего поколения, – это пересказанная языком архитектуры радость от лицезрения плодоносящего сада или поля созревшей пшеницы. Зелёного цвета в нём нет: зелёный – значит, незрелый, сырой, ещё не состоявшийся, не поспевший, не готовый, и потому в праздничную расцветку Оперы не допущенный.


1012

Там сплошь золото и красный – радость земледельца.

Тогда подводная зелень Музыкальной академии – радость непридуманного ещё Ихтиандра? Или аквариумиста?

( Свернуть )

4350458367_34a542650e_b

Отойдём пока в сторону от водной темы и самой Академии (но ненадолго и не напрасно). Архитекторы Флориш Корб и Кальман Гиргл, в 1904 году начавшие проектировать её здание, за десять лет до этого построили (правда, в соавторстве со старшим товарищей, Алайошем Хаусманном, строителем Королевского дворца, традиционалистом-эклектиком) дворец «Нью-Йорк» на Большом бульваре, со знаменитым кафе. Если принять в качестве гипотезы, что интерьер Оперы – это перевод на язык архитектуры реплики «Эх, хорошо жить на земле», а интерьер Музыкальной академии – пересказ чудес подводного мира, то кафе «Нью-Йорк» – это стихия воздуха. Я не думала об этом раньше, поскольку малиновый бархат и золото кафе исчерпывающе, как мне казалось, описываются формулой «Жизнь удалась», чёрной икрой по красной (Андрей Логвин, 1997).


я_20200604_145914_vHDR_On


Вынырнув из глубин Академии, взглянула свежим взглядом и…


я_20200604_150257_vHDR_On


Как я раньше этого не замечала? В кафе невероятно, неожиданно высокие потолки, и воздуха поэтому – сколько угодно, куда больше, чем можно было бы ожидать от такого рода заведения. А колонны? Колонны там закручиваются спиралью не только как колонны Бернини (первая ассоциация), но и как поднимающиеся вверх струйки дыма.


я_20200604_145854_vHDR_On


А на потолках – живопись, где облака и голубое небо,  и летают по небу амурчики-путти. Воздух!
Итак, Опера – про урожай и плодородие земли, кафе «Нью-Йорк» – про небо, свет и воздух. Приятные темы, обитаемые миры.
Зачем уходить от них под воду?

Продолжение (как и начало) здесь:
https://anna-bpguide.livejournal.com

Онлайн-лекция «Жизнерадостный венгерский модерн» – в субботу, 27 марта: https://moskva.kotoroy.net/walks/lecture/zhizneradostnyy_vengerskiy_modern/4694/






Tags: 19 век, Ар Нуво, история архитектуры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments