galik_123 (galik_123) wrote in bellezza_storia,
galik_123
galik_123
bellezza_storia

Category:

Русский стиль. От историзма к модерну


Изделия Абрамцевской столярной мастерской. Конец XIX-начало ХХ века

Народное искусство и историзм - начало экспозиции, далее к русскому модерну.
Русский стиль рубежа XIX-XX веков часто называют "неорусским стилем", "национальным романтизмом" и "русским модерном". Несколько разделов выставки посвящены художественным кружкам Абрамцева, Талашкина, Всемирной художественно-промышленной выставке в Париже 1900-го года.

Абрамцевский художественный кружок был образован в конце XIX века промышленником и меценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым. Кружок располагался в усадьбе Мамонтова Абрамцево на живописной реке Воре. При кружке были созданы деревянная и гончарная мастерские, в которых художники создавали произведения в народном стиле.
Абрамцевский стенд иллюстрирует оригинальные авторские решения. Во всех образцах - простота форм и естественная красота материала. Самые известные авторы: Елена Поленова, Виктор Васнецов, Наталья Давыдова, Мария Якунчикова, Константин Коровин, Михаил Врубель, Александр Головин, Василий Поленов.

1.




2.




3.




4.


Предметы мебели по эскизам Елены Поленовой. Шкафчики и полки авторства Елены Поленовой, 1880-1890-е гг. Стул у буфета авторства Виктора Васнецова, нач. XX в.

5. Художественные искания участников Абрамцевского кружка нашли своё воплощение и в театральных постановках. К работе над декорациями к домашним спектаклям первыми приступили В.Д. Поленов и В.М. Васнецов. Театральное любительство положило начало новому пониманию спектакля как синтеза искусств. Это понимание воплотилось в организованной Мамонтовым оперной антрепризе, получившей впоследствии название Русская частная опера С.И. Мамонтова (1885-1891; 1896-1900).
Мамонтовский театр задался целью пропагандировать оперы национального оперного репертуара Н.А. Даргомыжского, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова. Здесь пели талантливейшие артисты Ф.И. Шаляпин, Н.И. Забела-Врубель, Т.С. Любатович, выросла плеяда блестящих сценографов и режиссеров, повлиявших на обновление Императорских театров.




6. Всемирная художественно-промышленная выставка 1900-го года в Париже принесла русским не только всеобщее восхищение и признание, но и целую россыпь медалей: например, золотую "за архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение" железнодорожного моста через реку Енисей в Красноярске, при строительстве которого были применены новые инженерные технологии. Художественные достижения презентовались в Павильоне кустарных изделий и рукоделий, спроектированном Константином Коровиным и отделанным изнутри Александром Головиным. Керамическая облицовка для камина под названием "Встреча Вольги Святославовича с Микулой Селяниновичем" и серия майоликовых скульптур по мотивам опер "Садко" и "Снегурочка" завоевали золото (автор Михаил Врубель, мастер-керамист Пётр Ваулин). Серебро получила керамика Александра Головина и авторов Строгановского училища, бронзу - впервые показанная широкой публике, а в дальнейшем ставшая главным символом России деревянная кукла матрёшка, которую выточил Василий Звёздочкин и расписал Сергей Малютин.
Самые известные авторы: Михаил Врубель, Александр Головин, Константин Коровин, Елена Поленова, художники и мастера Строгановского Центрального художественно-промышленного училища, а также Фабрики золотых и серебряных изделий П. Овчинникова.




7.




8.




9.




10.




11.




12.


Камин (керамическая облицовка) “Встреча Вольги Святославовича с Микулой Селяниновичем”, составленная из майоликовых изразцов. Автор модели М. А. Врубель. Абрамцевская гончарная мастерская. Конец XIX – начало XX века. Майолика, глазури цветные, рельеф

13.


Скульптура Берендей М.А. Врубель, А.А. Горькова. 1900 год. Московская губерния, Абрамцево. Керамика, глазурь, люстр

14.


Скульптуры Михаила Врубеля из серии "Египтянка" ("Тайна"). Абрамцевская гончарная мастерская. Начало 1900-х годов

15.




16. Успехи художественного кружка в Абрамцеве вдохновили княгиню Марию Тенишеву на организацию не менее известного творческого объединения в её имении Талашкино под Смоленском. Деятельность Талашкинских мастерских в 1900-1910-е годы, которыми руководили Сергей Малютин и Александр Зиновьев уже целиком лежала в русле стиля модерн.
В основном здесь создавали предметы из дерева, по внешнему виду эти изделия вызывали ассоциации с артефактами Древней Руси. Самые известные авторы: Алексей Зиновьев, Мария Тенишева, Сергей Малютин, Владимир Бекетов, Николай Рерих, Михаил Врубель, Константин Коровин.




17.


Рамки для фотографий по рисункам А.П. Зиновьева. Талашкинские художественные мастерские. Начало ХХ века

18.




19.




20.




21.




22.




23.




24.


Изделия Талашкинских художественных мастерских. 1900-е годы

25.


Ковш-ендова. Автор эскиза: Тенишева М. К. Смоленская губ., Талашкино. Талашкинские художественные мастерские 1900-е гг. Дерево (береза), долбление, резьба плоскорельефная, резьба контурная, подкраска, вощение. ВМДПНИ

26.




27.




28.




29.




30.



О Талашкине подробно: https://galik-123.livejournal.com/114566.html
                                          https://galik-123.livejournal.com/116899.html
Источники информации: сайт музея vmdpni.ru и стенды выставки
Tags: Россия, выставки, история дизайна, русская традиция, русский модерн
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments