galik_123 (galik_123) wrote in bellezza_storia,
galik_123
galik_123
bellezza_storia

Categories:

На выставке "Музы Монпарнаса"


Жаклин Марваль (1866–1932). Танцовщица. Эскиз панно для театра Елисейских Полей. Начало 1910-х — 1913. Частное собрание


Начинаю серию фоторепортажей о выставке "Музы Монпарнаса" в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина. Большинство работ из иностранных частных коллекций показываются в России впервые. В экспозиции собраны наиболее яркие женские образы - Жаклин Марваль, Мария Васильева, Маревна, Хана Орлова, Соня Делоне, Тамара Лемпицка, Дора Маар...
Много знакомых имён, но много и неизвестных ранее. Всего на выставке - более 50 картин, около 100 рисунков, порядка 20 скульптур, более 20 произведений прикладного искусства, более 10 художественных фотографий. Буду показывать по залам, а сначала предлагаю посмотреть видеоролик с проходом по всей выставке:



Итак, первый зал - Открытое искусство.








Академия Жюлиана, женский класс живописи, около 1906 года. Фотография, частное собрание



Класс скульптуры Рауля Верле в Академии Жюлиана, 1902. фотография, частное собрание, Париж



Класс живописи Вильяма Бугро и Габриэля Ферье в Академии Жюлиана. Фото 1896. Частное собрание, Париж. – В центре профессор живописи В.Бугро

Среди учениц монпарнасских академий  в 1900-1910 годах оказались и наши соотечественницы - будущие создательницы русского авангарда, что особенно приятно и интересно. Экспозицию открывают произведения Александры Экстер, Любови Поповой, Марии Васильевой и уникальный альбом ученических рисунков Надежды Удальцовой.


Александра Экстер. Композиция. 1914. Холст, масло. ГТГ. Надежда Удальцова. Бутылка и рюмка. 1915. Холст, масло. ГТГ.



Любовь Попова. Натурщица. 1913. Холст, масло. ГТГ



Рисунки Марии Васильевой и Надежды Удальцовой. Листы из альбома



Надежда Удальцова (1886-1961). Альбом рисунков, 1912-1913. Бумага, карандаш, акварель. Частное собрание

Во втором зале представлена впечатляющая экспозиция - скульптурные работы муз Монпарнаса: Камиллы Клодель, Ханы Орловой, Лидии Лузановской, Надежды Крандиевской, Веры Мухиной и Анны Голубкиной. На Монпарнасе располагалась частная Академия Филиппо Коларосси, где могли обучаться девушки, желающие освоить искусство скульптуры.








Камилла Клодель приехала в Париж в 1881 году и сразу поступила в Академию Коларосси. Наставником девушек был скульптор Альфред Буше. В 1882 году Буше, уезжавший в Италию, передал своих учениц Огюсту Родену. Став возлюбленной скульптора, Камилла вдохновила его на создание целого ряда произведений. После разрыва с Роденом в 1893 она смогла доказать, что способна работать как самостоятельный и независимый художник и с 1903 года выставлялась в различных салонах.
Но дальнейшая жизнь музы и любовницы Родена - Камиллы Клодель, сложилась трагично. Полжизни она провела в тени Родена, тридцать лет - в психиатрической больнице. Хотя врачи твердили о том, что её сознание проясняется во время работы и это может способствовать выздоровлению, родные так и не забрали её из лечебницы. Причем ни мать, ни сестра ни разу не навестили Камиллу.
Бронзовая скульптура вальсирующих влюбленных - аллегория их отношений с Роденом, была предоставлена специально для выставки внучатой племянницей Клодель. Справедливость всё же восстановлена: в городе Ножан-сюр-Сен несколько лет назад открылся личный музей Камиллы Клодель, а также в Париже в музее Родена отдельный зал посвящен творчеству Камиллы.


Камилла Клодель. Вальс. 1900. Бронза. Собрание семьи Камиллы Клодель, Франция

В 1905 году Хана Орлова (1888-1968) бежала от погромов из Украины в Палестину, а в 1910 году поехала в Париж для изучения моделирования одежды, но сменила направление и, заняв первое место на конкурсе, поступила в скульптурный класс Национальной школы декоративного искусства. Поселилась в "Улье", известном общежитии художников на Монпарнасе, где присоединилась к кружку, в который входили Амедео Модильяни, Хаим Сутин, Марк Шагал, Жюль Паскен (Юлиус Пинхас), Осип Цадкин и другие. Определенное влияние на Хану оказывало творчество Модильяни. Однажды на внутренней стороне разложенного конверта он нарисовал портрет Ханы Орловой, подписав на иврите: "Хана Орлова - дочь Рафаэля". В Париже Хана обучалась в Русской академии Марии Васильевой.


Хана Орлова. Портрет художника Александра Яковлева. 1921. Цемент.

Её работы из дерева, камня, бронзы и мрамора участвовали в салонах и выставках, ей заказывали портреты прославленных художников Монпарнаса: Пикассо, Модильяни, Сутина…


Хана Орлова. Две танцовщицы. 1914. Дерево. Мастерская-музей Ханы Орловой, Париж

Хана Орлова сама стала одной из легендарных муз Монпарнаса: в 1925-м она получила не только французское гражданство, но и орден Почетного легиона.


Хана Орлова. Женщина в высоком воротнике, 1916. Бумага, свинцовый карандаш. Частное собрание, Париж



Хана Орлова. Мой сын в матроске. 1927. Камень, цемент. Мастерская-музей Ханы Орловой, Париж.

Дочь провинциального театрального критика польского происхождения Лидия Лузановская (1899-1983) детство провела в Бессарабии. Училась в Кишиневской школе изящных искусств, позже намеревалась поступить в Одесское художественное училище, но в связи с присоединением Бессарабии к Румынии продолжила учебу в Школе изящных искусств в Бухаресте. В 1924 году получила Гран-при за скульптуру в бухарестском Салоне и была направлена на учебу в Париж. Занималась в академии Гранд Шомьер у А. Бурделя и О. Цадкина. Исполняла символические фигуры, бюсты и рельефы из гипса, мрамора, терракоты, дерева и бронзы. Создала бюст И.С. Шмелева (единственный прижизненный скульптурный портрет писателя). Выставлялась в салонах, участвовала в парижских выставках.


Лидия Лузановская. Голова женщины, 1928. Терракота. Коллекция семьи Кривошеевых



Лидия Лузановская, Натурщица, 1927

Надежда Крандиевская (1891-1963) работала с бронзой, гипсом, алебастром, керамикой, древесными корнями. В 1911 году участвовала в выставке Союза русских художников вместе с А. Голубкиной, С. Коненковым, А. Матвеевым, П. Трубецким и др. В 1909 году поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где училась у Сергея Волнухина (автор памятника первопечатнику Ивану Федорову). В 1912 году Крандиевская уехала в Париж, где училась у Бурделя. В 1914 году вернулась в Москву, в 1928-1940 годах выполнила серию работ для оформления здания Государственной библиотеки им. В.И. Ленина - для фасада, выходящего на Воздвиженку: горельефы учёных и большие скульптуры "Крестьянка" и "Красноармеец" для установки на крыше. Жила на Арбате, в начале 1930-х годов вместе с мужем архитектором П.П. Файдышем и детьми переехала в отдельный дом в кооперативном посёлке Сокол.


Надежда Крандиевская. Элегия, 1910-е. Алебастр. Коллекция семьи Кривошеевых



Надежда Крандиевская. Икар,1913. Гипс. Коллекция семьи Кривошеевых



Надежда Крандиевская. Композиция (по мотивам русской сказки), 1915. Тонированный алебастр. Собрание Петра Навашина

Интересны представленные скульпторы Веры Мухиной (1889-1953). В Москве Мухина училась в частной художественной студии Константина Юона и Ивана Дудина (1908-1911), работала в скульптурной мастерской Нины Синициной (1911). Затем перешла в студию живописца Ильи Машкова, одного из лидеров группы художников-новаторов "Бубновый валет"
Продолжила образование в Париже в частной студии Ф. Коларосси (1912-1914). Также посещала академию Гранд-Шомьер, где училась у Бурделя. Одновременно в Академии изящных искусств слушала курс анатомии. В 1914 году совершила поездку по Италии, где изучала искусство эпохи Ренессанса. Вернулась в Россию во время Первой мировой войны, была сестрой милосердия в госпитале в Москве. Одновременно, с 1916 года работала помощником художника-постановщика Александры Экстер в Камерном Театре под руководством Александра Таирова.


Вера Мухина. Революция, 1919. Эскиз памятника для города Клин. Бронза. ГТГ, Москва

В 1937 году на Всемирной выставке в Париже за композицию "Рабочий и колхозница" Вера Мухина была награждена золотой медалью Гран-при. Скульптура венчала советский павильон, спроектированный архитектором Борисом Иофаном. В 1939 году монумент был установлен в Москве недалеко от северного входа ВДНХ. С 1947 года скульптура является эмблемой киностудии "Мосфильм".




Среди известных работ Веры Мухиной скульптуры "Революция", "Юлия", "Наука" (установлена у здания МГУ), "Земля" и "Вода" (в Лужниках), памятники писателю Максиму Горькому, композитору Петру Чайковскому (установлен у Московской консерватории) и многие другие.


Вера Мухина. Сидящая девушка, 1914.  Гипс. ГРМ, Санкт-Петербург



Вера Мухина. Сидящий юноша, 1912 (отливка 1954). Бронза. ГРМ



Вера Мухина. Портрет Изы Бурмейстер, 1914 (отливка 1963). Гипс тонированный. ГРМ, Санкт-Петербург. Иза Бурмейстер - скульптор, соученица Веры Мухиной по мастерской А. Бурделя



Вера Мухина. Стоящая девушка, 1914 (отливка 1963). Бронза. ГРМ, Санкт-Петербург

В Париж ехали не только девушки из обеспеченных семей. Анна Голубкина (1861-1927) из бедной старообрядческой семьи провинциального Зарайска смогла преодолеть огромные трудности и предрассудки, учиться в Париже, у Огюста Родена. Начиная с 1895 года, Анна Голубкина трижды подолгу живет в Париже.  Посещает занятия Академии Коларосси. Работает в собственной мастерской. Изучает технологию обработки мрамора. Посещает музеи Лондона. С 1897 года пользуется консультациями французского скульптора Огюста Родена. Голубкина решилась предложить свои четыре работы для участия в Салоне Марсова поля весной 1889 года. Взяли три. Она уехала в Россию, и лишь дома узнала, что ее работы отмечены бронзовой медалью Академии литературы и искусства Прованса.


Анна Голубкина. Автопортрет, 1890-е (?). Бумага, карандаш, уголь. ГТГ, Музей-мастерская Анны Голубкиной, Москва

Скульптурные произведения Анны Голубкиной находятся в крупнейших музейных собраниях. В число известных произведений созданных скульптором в разные годы входят портреты Л.Н. Толстого, А.М. Ремизова, Вяч. Иванова, Андрея Белого, В.Ф. Эрна, А.Н. Толстого и др.


Анна Голубкина. Голова женщины. Маска, 1904. Мрамор. ГТГ, Москва



Анна Голубкина. Портрет профессора Э.-Ж.Бальбиани. Гипс тонированный, 1898. ГТГ, Москва



Анна Голубкина. Этюды лица к скульптуре "Старость". Гипс, 1898. ГТГ, Москва

Информация: Тексты на стендах и этикетаж выставки "Музы Монпарнаса", открытые источники интернета
Продолжение будет...
Tags: Россия, Франция, выставки, живопись, музеи, скульптура
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Паоло Трубецкой в коллекции Пушкинского музея

    Паоло Трубецкой (1866-1938). Натурщица (Дуня), 1901. Бронза. 38х38х24. ГМИИ им. А.С. Пушкина Сын русского князя и американской пианистки Павел…

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Фонтаны, усадьбы и «семь сестер»: 24 бесплатные автобусные экскурсии Где должна была…

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах В Эрмитаж привезли «Прекрасную садовницу» — шедевр Рафаэля из Лувра В Эрмитаже, в…

  • Летние деньки в парке

    Сокольники, как и любой столичный парк, летом особенно радует зеленью и живностью. Бабочки порхают с цветка на цветок, птички щебечут, кузнечики…

  • На пруду - август

    Последние летние денечки, эх.... Горец Неожиданно на пруду у воды ягоды паслена. Паслен А вот на кустах калины у воды ни одной красной…

  • Одна картина из коллекции Пушкинского музея

    Макс Либерман (1847-1935). Дорога в школу в Эдаме, 1904. Холст, масло В Пушкинском музее в Галерее искусства стран Европы и Америки есть одна…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments