z_laya (z_laya) wrote in bellezza_storia,
z_laya
z_laya
bellezza_storia

Category:

История русского костюма


Вот, други мои! Предлагаю на ваш суд серию очерков





Одним из маркеров, определяющим принадлежность человека к тому, или иному народу, является одежда. Одежда, еда, жилище - вот три основных "кита", на которых основывается материальная культура того, или иного народа. дальше идёт фольклор, национальная идея( хотя это, пожалуй, самое главное), вероисповедание, язык и прочие принадлежности и атрибуты культуры духовной. Но о ней в другое время и в другом месте.

Одежда у славян имела не только узко утилитарное назначение - защищать тело человека от неблагоприятных воздействий внешней среды, но и обрадовое, мистическое. Узор, который наносили на отдельные детали связывал человека с Космосом, играл роль оберега и обозначал принадлежность человека к миру живых - на смертную одежду орнамента не наносили. Старики, готовясь к переходу в иной мир, носили белую, не украшенную ничем одежду.
Обычно украшали ворот, подол, грудь и рукава. На каждую деталь рубахи наносили строго определённые узоры. В женском костюме, который символизировал "Мировое Древо" на части одежды, прилегающие к голове - на головной убор, ворот, грудь и плечи - наносили узоры, содержащие знаки Неба - мира Богов. На те части, которые прилегают к корпусу - нижняя часть рукава - знаки Земли, или Мира Людей, а на подол - знаки Нижнего Мира - Мира мёртвых. В мужском костюме орнаментация была обратной - знаи Солнца и Мира Неба могли наноситься на подол рубахи и даже вышиваться на штанах. Объяснялось это, по-видимому, особенностями мужской анатомии - знаки Неба должны были охранять от "дурного глаза" главный мужской орган))) Котрым так дорожат все мужчины))) А как же? А ну как сглазит ведьма и заберёт силу? Кроме того - узоры на мужском костюме должны были оказывать на женщину определённое влияние - демонстрировать мужскую состоятельность, силу и успешность.
Повседневная одежда украшалась весьма скромно. Небольшие вставки орнамента делались на воротнике, на подоле и по краю рукавов. Самый богатый декор имела праздничная одежда, которая была строго регламентирована по возрастному и социальному признаку, а так же по принадлежности - для каждого праздника у каждой половозрастной группы был свой костюм.
Основу костюма, как праздничного, так и будничного, составляла рубаха.

Наиболее древний крой - туникообразный, когда точа (полотнище) холста перегибалось пополам по утку, в месте сгиба прорезалось отверстие для головы, а с боков пришивались рукава.

Такой покрой рубах сохранился в мужских рубахах, а у женщин - в некоторых группах старообрядцев и у казаков-некрасовцев.

Женские рубахи стали шить из нескольких деталей. По способу кроя их разделяют на поликовые и бесполиковые. Полик - это небольшая вставка в верхней части рубахи для облегчения движения рук.
На первой выкройке изображена бесполиковая рубаха с рукавами "по-топорному". Это наиболее древний тип рубахи, представляющий переходную форму от туникообразного покроя к рубахе с прямыми поликами. рукава таких рубах скашивались к запястью.
На второй выкройке представлена рубаха с прямыми поликами, пришитыми по утку. Это - наиболее распространённый тип рубах, он был известен на большинстве территории России.
Третья рубаха - туникообразная с косыми поликами. Такой тип рубах носили, по-видимому, ещё во времена Киевской Руси и она бытовала в южнорусских губерниях, где бытовал женский костюм с панёвой.

4 основных типа женских костюма, бытовавших на территории России. Но о них - в следующем очерке.
Tags: история вещей, история костюма, русская традиция, старинное рукоделие, этническое
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments