Наталья Самойленко (cicerone2007) wrote in bellezza_storia,
Наталья Самойленко
cicerone2007
bellezza_storia

Category:

Вспоминая Прадо: Сад любви

У меня были сомнения - показывать ли этот пост в сообществе о красоте. А почему нет? Красота - понятие историческое. Наше представление о красоте может сильно отличаться от взглядов на нее в другие эпохи. Но ведь интересно, что такое женская красота для Рубенса. Правда?

В Прадо есть несколько великолепных холстов Рубенса. Подлинная жемчужина коллекции – «Сад любви», когда-то украшавший спальные покои Филиппа IV. Это большое полотно очень интересно рассматривать после «Садов земных наслаждений» Босха и «Поклонения Венере» Тициана. Картина Рубенса, созданная около 1633, продолжает тему земного рая. Населяет этот рай антверпенское светское общество. Кавалеры и дамы изображены на лоне природы рядом с причудливым барочным гротом, в глубине которого видны три грации. Справа чрезвычайно живой скульптурный фонтан. Вокруг порхают амурчики, в их руках не только луки со стрелами, но и голуби, и розы. Журчит вода, кавалеры что-то нашептывают дамам, музыкант перебирает струны. Начнем с фрагмента:

В Садах любви.



Дама в золотистом платье с жемчужным ожерельем на шее, отрешившись и от подруг, и от окруживших ее амуров, смотрит на нас. Это – Елена Фоурмен, вторая жена Рубенса. А на земле рядом с ней расположилась пара любовников. Кавалер обращен к даме, что-то страстно ей говорит, а она, хотя и положила руку ему на ногу, тоже обращена к чему-то за пределами холста. Эта темноволосая дама очень напоминает первую жену Рубенса Изабеллу Брант.

Любовники

Сайт Прадо дает возможность рассмотреть полотно в деталях. Достаточно зайти по ссылке и кликнуть на + слева. И тогда можно убедиться, что смотрят на зрителя в этой картине только две дамы:

Рубенс. Сады любви
http://www.museodelprado.es/coleccion/galeria-on-line/galeria-on-line/zoom/1/obra/el-jardin-del-amor/oimg/0/


Вероятно, для Рубенса этот подчеркнуто земной сад обретает свою первоначальную суть как место потустороннего, посмертного блаженства.

Первая жена Рубенса Изабелла Брант умерла в 1626 году. „Воистину я потерял, — писал Рубенс, — превосходную подругу, которую я мог и должен был любить, потому что она не обладала никакими недостатками своего пола; она не была ни суровой, ни слабой, но такой доброй и такой честной, такой добродетельной, что все любили ее живую и оплакивают мертвую. Эта утрата поражает меня до самых глубин моего существа, и так как единственное лекарство от всех скорбей — забвение, дитя времени, придется возложить на него всю мою надежду. Но мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе" (письмо от 26 июля 1626 г. к Дюпюи).
Остались портреты. Вот живописный из собрания Галереи Уфицци:

Рубенс. Портрет Изабеллы Брандт
http://www.wga.hu/support/viewer/z.html

А это – еще более прекрасный рисунок, в котором так много жизни:

Рубенс. Портрет Изабеллы Брандт
http://www.artrenewal.org/asp/database/image.asp?id=17184


Через несколько лет, в 1630 году пятидесятитрехлетний Рубенс женится на своей шестнадцатилетней племяннице Елене Фоурмен. „Я решил снова жениться, — пишет он Пейреску, — потому что не чувствовал себя созревшим для воздержания и безбрачия; впрочем, если справедливо ставить на первое место умерщвление плоти, то будем пользоваться дозволенной страстью cum graciarum actione. Я взял молодую жену, дочь честных горожан, хотя меня со всех сторон старались убедить сделать выбор при дворе; но я испугался обычной для знати дурной черты — гордости, в особенности сильной у этого пола. Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти, и, сказать по правде, мне показалось жестоким потерять драгоценное сокровище свободы в обмен на поцелуи старухи" (письмо Пейреску от 18 декабря 1634 г.).

Елену Фоурмен мастер будет изображать постоянно. В «Саду любви» она в расцвете своей пышной красоты. Но в первых портретах – совсем девочка. Как, например, в этом рисунке из коллекции музея Бойманс – ван Бейнинген в Роттердаме:

Рубенс. Портрет Елены Фоурман

Есть еще одна прелестная картина из частного собрания, где Рубенс вводит молодую жену в свой дом, в Сад любви:

Рубенс вводит Елену Фоурман в свой дом
http://www.artrenewal.org/asp/database/image.asp?id=17189

Письма Рубенса цитируются по книге: В.Н.Лазарев. Старые европейские мастера. М., 1974. С. 16, 18.
Tags: 17 век, живопись
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments