Наталья Самойленко (cicerone2007) wrote in bellezza_storia,
Наталья Самойленко
cicerone2007
bellezza_storia

Categories:

Роман в письмах

В Дублине, в Национальной галерее, есть две превосходные работы Габриэля Метсю – одного из самых значительных «малых голландцев». Он работал в середине 17 века. На одной картине – прекрасный молодой человек пишет письмо. На другой картине – дама, которой служанка только что принесла письмо, внимательно его читает. В музее я рассматривала каждую работу отдельно, а когда на экране монитора они оказались рядом друг с другом, невольно зародилось желание увидеть в них две грани одной и той же истории:

Метсю. Молодой человек, пишущий письмо.


Итак, герой первой картины – молодой щеголь, который перед распахнутым окном, за столом, покрытым роскошным ковром, увлеченно пишет письмо. На стене – пейзаж с охотничьими собаками. Поза юного красавца, выражение его лица свидетельствуют скорее о сочинении любовного письма, а не о бухгалтерских подсчетах или сосредоточенных философских размышлениях. Картина на стене, как это часто бывает у «малых голландцев», помогает понять скрытый смысл. Это – охотничья сцена, а, следовательно, охота на даму началась.

Метсю. Служанка и госпожа.


Героиня второй картины письмо получила. Одинокая туфелька говорит о разладе в семье. Наперсток на полу свидетельствует о том, что женская добродетель, с которой отождествлялось рукоделие, отброшено. А самое главное, служанка, в руке у которой конверт, приоткрывает изображение бурного моря. Здесь вполне очевиден любовный контекст. Бурное море – образ страсти. Вот текст под эмблемой корабля среди волн из сборника Яна Хармена Крула (1640 г.):
«В бескрайнем море со множеством волн мое любящее сердце словно парусник плывет между надеждой и страхом. Любовь как море, влюбленный как корабль. Любимая, твоя благосклонность подобна гавани, твой отказ – словно риф». (См.: Зримый образ и скрытый смысл. Аллегории и эмблематика в живописи Фландрии и Голландии второй половины 16 – 17 веков. М., 2004, стр.51)
Может быть, что-то подобное читает дама в чепце?
Tags: живопись
Subscribe

  • Осень в Подмосковье

    В парке музея-усадьбы Архангельское можно шататься бесконечно. А т.к.на дворе была дивная осенняя пора и солнечная погода, вообще не хотелось…

  • Осень на прудах

    С утра в лесу на прудах никого, тишь да благодать. Много нырковых уток: черноголовая нехлять, гоголь Гоголь Ветра нет, в воде отражения…

  • Музей-Усадьба Архангельское осенью

    Хоть Большой дворец в 2021 году на реставрации, в Архангельском есть что посмотреть и где погулять. Из музеев были открыты Малый Дворец (там…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments

  • Осень в Подмосковье

    В парке музея-усадьбы Архангельское можно шататься бесконечно. А т.к.на дворе была дивная осенняя пора и солнечная погода, вообще не хотелось…

  • Осень на прудах

    С утра в лесу на прудах никого, тишь да благодать. Много нырковых уток: черноголовая нехлять, гоголь Гоголь Ветра нет, в воде отражения…

  • Музей-Усадьба Архангельское осенью

    Хоть Большой дворец в 2021 году на реставрации, в Архангельском есть что посмотреть и где погулять. Из музеев были открыты Малый Дворец (там…