offendedcat (rinka_loisovna) wrote in bellezza_storia,
offendedcat
rinka_loisovna
bellezza_storia

Categories:

"Самураи. Art of war" и немного о мечах.

15 января завершилась выставка «Самураи. Art of War»  в Москве. Сейчас экспозиция находится в Омском областном музее изобразительных искусств им. М. А. Врубеля. В сообществе уже был пост об этой замечательной выставке. Мне  же хотелось бы рассказать немного о японских мечах и о самураях.


Самурай (буси) – военное сословие Японии. Термин «Самурай» первоначально имел смысл «личный слуга», тогда как словом «буси» называли знатных воинов, принадлежавших к высшим слоям общества Активно термин «самурай» начал использоваться с Х века, когда так стали называть всех профессиональных солдат невысокого звания, находившихся на службе, но не всадников-буси. Однако со временем термин «самурай» практически полностью вытеснил термин «буси». К началу XVII века самураем называли любого, кто имел право носить два меча.  Самураи в широком смысле - светские феодалы, начиная от крупных владетельных родовых князей (даймё) и кончая мелкими дворянами; в узком и наиболее часто употребляемом значении - военное сословие мелких дворян.  Термин «самурай» происходит от глагола «сабурау» - в дословном переводе означает: служить вышестоящему лицу.


Традиция  носить два меча появилась еще в эпоху Хэйан (VIII – XII века), однако состав пары, носимой на поясе, менялся со временем. Примерно в конце эпохи Хэйан или в начале эпохи Камакура (XII-XIV века)  конные воина начали носить с паре с тати – большим мечом с длиной клинка более 60 см – меч коси-гатана  с длиной клинка от 30 до 60 см. В это же время мечом ути-гатана пользовались самураи низшего ранга, сражавшиеся пешком. Тати – это наиболее древний тип изогнутых японских мечей. До эпохи Хэйан японцы использовали корейское и китайское оружие, а так же прямой японский меч кэн.  Знакомую  нам по кинофильмам пару мечей катана и вакидзаси в одинаковой оправе начали носить, ближе к эпохе Эдо (1603—1868 гг.)

Существует несколкьо систем классификации японских мечей.  Носов К.С в книге «Японский меч» и Хорев В.  в книге «Японский меч. Десять веков совершенства» приводят классификацию по длине клинка, времени изготовления и типу оправы. По длине клинка обычно выделяют следующие группы мечей:

  1. Дайто  («большой меч») или одати («большой тати»).

Длина клинка более 2 сяку (60 см). Наиболее известные виды- тати, катана и их разновидности, а так же меч нодати.

  1. Сёто  («малый меч») или кодати («маленький тати»).

Дина клинка 1-2 сяку (30-60 см). К этим мечам относятся вакидзаси, уже упомянутая коси-гатана и тиисаи-гатана.

  1. Кинжалы. Длина клинка менее 1 сяку (30 см).

По времени изготовления приблизительно выделяют несколько наиболее крупных периодов:

  1. Дзёкото – древние мечи – были изготовлены до 795 г.
  2. Кото – старые мечи – изготовлены в 795-1596 г77.
  3. Синто – новые мечи – выкованы в 159601623 гг.
  4. Синсинто – новы новые мечи –  по хронологи охватываю почти всю эпоху Эдо  (1624-1875 гг.)
  5. Гэндайто – новейшие мечи  - почти совпадают с эпохой Мейдзи  (1876-1953 гг.)
  6. Синсякуто – современные мечи – выкованы после 1953 года.

Классификация по типу оправы весьма обширна. Для ее изложения необходимо рассказать о деталировке оправы меча, о нескольких классах воинов и придворном этикете.  Эту тему мне хотелось бы вынести в отдельный пост.

***

Выставка начинается с короткого 3D-ролика о битве при Секигахаре 15 сентября 1600 года, в которой победил Токугава Ияэсу, объединив Японию под своей властью. Сама экспозиция начинается с батальной сцены (здесь и далее фотографии любезно предоставлены hobbyt_marusya

В экспозицию включены несколько мечей. К сожалению, многие сфотографировать не удалось.
Это большой храмовый меч. Его изначально делали как вместилище бога - в религии синто божество может жить в любом предмете: горе, дереве, озере. Или в мече.

Все клинки выставляются такими, какими их видят сотрудники музея во время оценки -  без рукояти и эфеса, чтобы было видно клеймо мастера. На одной стороне этого меча выгравирована веточка сакуры, на другой - стихотворение.

Меч хранится лезвием вниз, потому что никогда не пробовал крови - это осквернило бы жилище бога. Такой способ хранения практически скрывает хамон - линию закалки, на которой видны  несколько тысяч слоев стали, составляющих лезвие.
А это вакидзаси - короткий меч, который обычно носили в паре с катаной и использовали для боя в тесных помещениях.

Этот клинок убивал, и наверняка неоднократно, о чем свидетельствует способ его демонстрации. Это меч работы мастера Муромаса, знаменитого мастера, жившего в XVI столетии. Мечи его работы были объявлены врагами клана сёгунов Токугава.  Репрессии были вызваны чередой убийств и нелепых несчастных случаев с участием мечей Мурамаса. На клинки была объявлена охота, их ломали и переплавляли. За хранение мечей Муромаса была положена смертная казнь всей семьи, включая слуг.  По поверьям, клинки способны пробудить во владельцах жажду крови, а будучи однажды извлеченными из ножен,  они не вернутся в них, покуда не отведаю крови. Так или иначе, в музеях нашего времени выставлено всего 4 меча.

Отделка рукояти вакидзаси. Хорошо видны белая кожа ската, обмотка рукояти шелковым шнуром и крепежная шпилька мэнуки.

Кстати, потомки клана Токугава до сих пор существуют. И у них теоретически есть шансы умереть от  сохранившихся мечей)
А это уже просто мечи.

Клинок с монтажом  сирасая из древесины магнолии, защищающий меч от коррозии. В таком виде меч хранили до момента продажи или передачи заказчику, а потом  передавали мастеру, изготовлявшему оправы.

Это  меч в скромной оправе. На фотографии можно разглядеть сам клинок и все детали оправы: ножны сая, рукоять цука, гарду цуба (внизу слева),  шайбы сэппа (внизу в середине 2 шт) крепежный штырь мекуги (внизу справа).  Цуба и некоторые другие части оправы часто являются предметами коллекционирования.
Мечи в Японии куют до сих пор, используя те же приемы и материалы, что и несколько сотен лет назад.
***
При написании поста были использованы материалы сайта выставки http://www.isamurai.ru/, а так же следующие книги:

  1. Баженов А.Г. «Экспертиза японского меча»
  2. Носов К.С «Японский меч»
  3.  Хорев В.  «Японский меч. Десять веков совершенства»

Tags: Япония
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments