z_laya (z_laya) wrote in bellezza_storia,
z_laya
z_laya
bellezza_storia

Category:

Русский костюм. Часть 5.

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ.
Жизнь русского крестьянина, как и любого члена традиционного общества, была подчинена обычаям и традициям, освящённым веками. "Крепиться старины" предписывала - пусть не напрямую - и церковь, и "мир" - крестьянская община. Каждому возрасту и каждой возрастной группе сообтветствовал свой костюм.




Про южный женский костюм я уже писала - он созранил большинство архаичных черт, свойственных древнеславянскому костюму - это и панёва - несшитая поясная одежда, и туникообразный покрой рубах. Панёва считалась одеждой замужних женщин. Девушки, даже если и не выходили замуж, а оставались "вековухами", не имели права носить панёву. Они ходили в девичьей одежде. Сходным с девичьим был по виду и костюм старых женщин.
Ещё одним различием у женщин идевушек были головные уборы.

Девушки, как правило, заплетали волосы в одну косу и носили головной убор, открывающий темя и позволяющий видеть косу. "Коса - девичья краса" - гласила русская пословица.

Коса символизировала девичье целомудрие, брачные возможности. Замужняя женщина, напротив - должна была полностью скрывать волосы. Причём в головном уборе она должна была находиться и дома. Народное поверье гласило, что если женщина дома будет ходить простоволосая, то домовой за волосы утащит её на чердак. Как вариант - в подпол.

Девичий головной убор обычно представлял собой ленту - твёрдую, или мягкую, охватывающую голову и открывающую темя. Иногда это мог быть сложенный в узкую полосу платок, иногда полотенце. Полотенечные головные уборы, впрочем, больше были характерны для украинского и белорусского полесье, а у русских они сохранялись только на границе украинско-белорусско-русского населения.

Девичий головной убор назывался "воля", венец, коруна, повязка, головодец. В некоторых местах Орловской, Воронежской и Тамбовской губ. девушки носили вязаный колпак. Колпак носили и в некоторых уездах Вологодской области - в местах бытования костюма с сарафаном. Но там колпак могла носить только девушка-сговорёнка, то-есть - уже просватанная.

Женские головные уборы в местах бытования панёвного комплекса были практически все такие же, как и на остальной территории России. Здесь бытовали кичка, повойник, полотенце, колпак, сорока, кокошник, сборник.

Замужняя женщина заплетала волосы в две косы, укладывая их на темени, или по бокам головы. Волосы в этом случае обвязывали платками, образовывая "рога". Кстати, такая причёска описана в рассказах Бунина.

Воронежская сорока.
Большую часть этих предметов надевали вместе, образовывая сложный комплекс головного убора. Полотенце или платок могли носить самостоятельно, или покрывая ими кичку, сороку, или повойник. Различали несколько комплексов головных уборов:
- головной убор с полотенцем и платком,
- головной убор с повойником,
- головной убор с вязаным колпаком,
- головой убор с кокошником,
- головной убор с кичкой и сорокой.



Полотенчатый головной убор был известен с глубокой древности не только восточным славянам, но и всем славянским народам. Он носил название убрус, или повой. Хотя больше был характерен для украинкого и белорусского народа. Там он назывался "намитка". Повой обвивали вокруг головы, полностью скрывая волосы. Его концы свисали на грудь. У русских полотенчатый головной убор бытовал в Смоленской, на западе Орловской ( басс. р. Десны), в некоторых местах Курской и Тульской губ. Надевали его на мягкую основу вроде повойника, или чепца. В Тамбовской губ. Полотенчатый головной убор могли надевать с кичкой.
Продолжение следует.
Tags: история костюма, русская традиция, этническое
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments